четверг, 12 февраля 2015 г.

Джим Роджерс о возможностях инвестирования в Российский рынок

Инвестирование в Россию сегодня выглядит перспективным. Санкции мотивируют на объединение России и Азии на совместные проекты. Внешняя политика США ошибочна - от нее страдает сама Америка. Если Запад на станет более лояльным к Ирану - Иран пойдет в сторону России и Китая ...

Nick Giambruno: Здарова, Джим. Как Вы знаете, Даг Кейси и я путешествуем по миру во времена кризисов и нам всегда было интересно Ваше мнение относительно некоторых вещей и событий. Сегодня я хотел бы поговорить с Вами о Российском рынке, который очень просел в последнее время. Итак, каково Ваше мнение о России в общем и о фондовом рынке РФ в частности?

Jim Rogers: Вообще-то я полон оптимизма относительно будущего РФ. Я был оптимистом еще до начала войны на Украине, которая была спровоцирована трудами США, без сомнения. Я остаюсь оптимистом до сих пор. Я прикупил немного Российских компаний во время инцидента с Крымом и ищу возможности пополнить свои позиции в настоящий момент времени.

К сожалению, то что происходит не является не очень позитивным для самих Штатов. Потому как это мотивирует к сближению России и Азии, от чего и США и ЕС может очень пострадать в долгосрочной перспективе. Вот совсем недавно еще один банк из числа четырех крупнейших в КНР открыл свое представительство в Москве. Иран все ближе и ближе к РФ подходит. не так давно Россияне достроили железную дорогу до порта Расон - это один из крупнейших незамерзающих портов Азии. Также Россияне вложили немало средств в модернизацию Транс-Сиба - пути идущего прямо в Китай.

Обычно когда люди делают бизнес вместе они вынуждены делать другие вещи вместе, например совместное ведение военных действий. Хотя я не считаю, что Русские, КНР и Иран собираются нападать на США.

Nick: То есть развивая свои отношения с Азиатскими странами Россия становится менее зависима от Запада. Это та причина по которой Вы смотрите на Россию столь позитивно?

Jim: Я впервые побывал в России в 1966, но тогда меня Русские не очень то впечатлили. И в последующие 47 лет я не пылал оптимизмом. Потому что я не видел как они могли бы работать.

Но пару лет я наблюдаю что просевший рынок РФ никому сегодня не интересен, я вижу что сегодня Россию ненавидят все кому не лень.

Совсем недавно - в девяностые и в нуликовые все были в восторге от России. Огромнейшее число людей испытывало приступы энтузиазма. Но я в отличии от таковых наоборот, никогда не инвестировал в Россию, напротив, в 1998 я даже "шортил" рубль ... и был настроен негативно пока в Кремле не стали происходить определенные изменения. И мое мнение поменялось год-два тому назад. Власти наконец поняли, что нельзя просто так стрелять людей, национализировать-конфисковать активы и прочее. Если хочешь построить сильную экономику, то следует играть по определенным правилам.

Сегодня у России конвертируемый рубль, хотя многие страны не имеют своей национальной свободно конвертируемой валюты. У них здоровенные золотовалютные резервы и они не прекращают их наращивать. Совершив пару путешествий по территории России я могу с уверенностью сказать, что Россия располагает огромнейшими природными ресурсами. И модернизированный Транс-Сиб тоже является важным активом.

Я все это вижу. И когда рынок проседает я знаю что это никому не понравится, но я стал пристально присматриваться к России и искать возможности инвестирования в Российский рынок.

Nick: Ну да! Это выглядит вполне разумным, когда Вы смотрите на "сентимент" и на фундамент в долгосрочной перспективе. Но что Вы скажете про конфликт на Украине и об сложных отношениях России с Западом?

Jim: Полагаю напряжение будет нарастать, по крайней мере пока в Вашингтоне будут сидеть у руля все те же бюрократы. Как вы знаете, они будут продолжать работать против бывшего Советского Союза, и я не жду каких-либо улучшений в этом направлении.

С другой стороны я могу отметить тот факт, что ряд крупных Российски компаний и даже само государство выдержало удары санкциями и уже отправилось от этого. Многие люди сейчас задаются простым вопросом: "Что это вообще все значит?"

Многие люди начинают иначе смотреть на пропаганду идущую из Вашингтона. Те же немцы, например, пересматривают свое отношение к происходящему. США сейчас теряют поддержку большинства, это касается и тех войн в которых они так или иначе участвуют или которые намерены развязать.

Таким образом Россия начинает все больше и больше доминировать в решении Украинского вопроса. Восток Украины является в той или оной мере более Русским, чем Украинским. Не говоря уже о Крыме, который был Русским всегда, вплоть до того момента когда "Хрущев не подарил его по пьяни УССР". Так что я склонен ожидать углубления дезинтеграционных процессов на Украине, что так или иначе является позитивным моментов как для самой Украины так и для мира в целом.

Вот мы же не критикуем Шотландцев, настроенных выйти из состава Объединенного Королевства. В Испании часть населения изъявляет желание отсоединиться. Мы говорим, что самоопределение это вполне нормальное явление. Мы не протестовали против развала Чехословакии, Югославии или Эфиопии. Мы одобрительно смотрим на эти явления. Многие границы, являющиеся историческими аномалиями, сегодня следовало бы пересмотреть. Многие объединения сложившиеся после Первой или после Второй Мировой Войны следовало бы пересмотреть, потому как они являются бюрократическими в большей степени, чем естественными.

Так что я склонен ожидать что восток Украины будет становиться все более и более Русским. Я также не могу сказать что Америка имеет желание воевать за Украину, так же как и Европа не станет этого делать. 

Nick: Согласен. Более того Европа очень зависит от Российских энергоресурсов, но как далеко ЕС готов пойти в отношении санкций против России? Например были разговоры от "отрезании" России от системы SWIFT, что в свое время было проделано против Ирана.

Jim: Все может быть. Однако, я вынужден обратить внимание на реакцию SWIFT когда Америка попыталась вынудить их это сделать - они мягко говоря были не очень довольны.

Я будучи гражданином США, как и Вы, могу лишь высказать свои опасения, что подобная тактика вынуждает и Россию и Китай искать альтернативу SWIFT. А это для США не очень-то и хорошо.

У Штатов сейчас монополия на долларовые расчеты - каждый кто считается в долларах проходит клиринг в Нью-Йорке. И в последнее время это начинает вызывает обеспокоенность многих людей - доминирование Штатовских систем и их способность справиться со своими обязательствами.

Так что и Россияне и Китайцы и другие страны сейчас будут стараться отыскать альтернативу SWIFT, господству доллара США и доминированию Американской финансовой системы.

И как я уже говорил, для Штатов это не очень хорошо. Мы думаем что врезали Русским, а на самом деле мы врезали сами себе. И в долгосрочной перспективе это очень плохо.

Nick: Полагаю мы уже это видели, когда Штаты попытались "отлучить" Россию от Visa и от MasterCard. Как тогда поступила Россия? Она подключилась к Китайской UnionPay.

Jim: И так далее и так далее ... Много чего произошло в последнее время, но все произошедшее не стало летальным для Русских. А Мистер Путин озвучил свою позицию: "Мы должны пересмотреть наш образ жизни, сложившийся со времен падения Берлинской стены". А вот Китаю происходящее по душе. Определенно! Для Китая это хорошо. В то время как для Штатов это не есть хорошо, для Китая и ряда Азиатских стран, таких как Иран, это благоприятно.

Ничего что было сделано не является благоприятным для США. А для Китая это хорошо.

Nick: Ну и на кой ляд тогда все это делается?

Jim: Вы сами прекрасно это понимаете - во-первых не должно быть бюрократов-чиновников там где они сегодня присутствуют. Коррупция, так ее!

Помните как началась Первая Мировая Война? 85-летний Император выставил девять требований. Сербы сказали, что готовы удовлетворить восемь. Девятое "сделать" не сможем. Им ответили: "Ну что ... тогда война". Ну и понеслось ...

Тогдашние бюрократы ожидали окончания боевых действий к Рождеству. Почему-то в Христианском мире почти всегда так или иначе планируют завершить боевые действия именно к Рождеству. Но спустя шесть месяце после начала войны каждый оглядывался и задавался вопросом: "Какого хрена? Что мы творим?". Это безумие! Миллионы погибших. Миллиардные потери. От этого никто не выигрывает. Так какого хрена мы все это замутили? Никто не мог ответить почему это началось и продолжалось четыре года.

А все потому что несколько чиновников и старик-Император не смогли во время договориться. Ведь не было необходимости в войне. Но почти все войны начинаются по данной схеме.

Если посмотреть на любую войну спустя несколько лет и попытаться понять как это произошло и почему, то вы получите не так много ответов. А историю потом переписывают победители и своей трактовкой они способны ввести в заблуждение любого здравомыслящего человека.

Nick: Все это весьма интересно, то что Вы говорите. Но я с Вашего позволения несколько поменяю топик нашей дискуссии. Я знаю, что Вы большой фанат сельхоз-сектора, а территория России и Украины - это одни из самых плодородных территорий в мире. Инвестирование в сельское хозяйство России позволяет одновременно вкладываться и в сельхоз отрасль и в саму Россию. Что Вы думаете про компании и об акциях компаний которые занимаются сельским хозяйством в этом регионе?

Jim: Да, Вы здесь абсолютно правы. Украина - это одна из главных мировых житниц. Часть земель России так же весьма плодородны. Коммунисты имеют особенность разрушать все к чему прикасаются. Но разрушенный Советский агросектор имеет большой потенциал восстановления.

Эта часть мира опять должна будет стать одним из мировых аграрных лидеров. Здесь два вопроса - кто это сделает и когда?

К слову, меня недавно назначили руководителем крупной Российской компании, производящей фосфорные удобрения.

Nick: Итак, Мы с Вами беседуем о России и об Иране. Я как-то имел возможность визитировать Иран. В Иране могу отметить достаточно интересный фондовый рынок, с учетом всех соответствующих обстоятельств. Он сильно не так сильно зависит от природных ресурсов. На Иранском рынке торгуются компании производящие потребительские товары, технологические компании и так далее ... Видите ли Вы потенциал на Иранском рынке?

Jim: Я как-то покупал Иранские компании - было это в 1993 году. И через несколько лет мои Иранские позиции подросли в стоимости аж в 47 раз! - это определенно был для меня успех. Я поимел немало денег с этого, но часть моих инвестиций пока еще не выведена. Но так как я поимел с этого хороший гешефт, то это уже не имеет большого значения.

Но рынок там действительно очень интересный. Огромное число Иранцев, которым нет еще и 30 мечтают жить несколько иной жизнью. И там происходят определенные изменения. Хотя несколько медленно, но все же ситуация меняется  лучшую сторону.

Западники называют их "злостными демонами", но это только делает их сильнее. Забавно. Хотя как показывает практика и мой личный опыт, наезды извне действительно мотивируют людей меняться в лучшую сторону, гораздо более эффективнее чем просто игнорирование или принуждение на что либо.

Так что я не очень-то одобряю политику Штатов и наших союзников относительно Ирана. Хотя и подход старика Хаменеи мне тоже не очень нравится. То есть с обеих сторон были допущены ошибки на первых этапах. Но сейчас как раз тот момент когда все можно было бы все исправить. И вот здесь я вижу великие возможности для Ирана. Если они не пойдут в сторону запада, они повернутся в сторону Азии и России.

Сейчас в Иране открываются сказочные возможности - население 70 миллионов, множество предприимчивых и образованных людей. Иран ведь это Персия. А Персы были некогда великой нацией в мировой истории и оставались таковыми многие веками. Хотя с другой там не мало и тех кто не умеет даже читать, пользоваться картами. Сегодня у Персов уникальные возможности для "реинкарнации".

Nick: Полностью с Вами согласен, мы мыслим одинаково. Если Запад не откроется Ирану, Иран повернется в сторону России и Китая, которые в свою очередь сегодня имеют возможность "съесть ланч" Американцев. Существующие в настоящий момент санкции делают инвестирование в Иран иллегальным.

Jim: Но так было не всегда. Раньше если объем инвестирование не превышал определенной величины, то никаких проблем не было. Хотя, признаться, я не очень хорошо знаю детали этого законодательного акта.

Nick: Согласен, трудно все это держать в голове, тем более что правила постоянно меняются.

Jim: Да, здесь опять не обошлось без наших бюрократов, которым всегда есть чем заняться. Зато они не рискуют остаться без работы.

Nick: Точно!

Nick: И вот еще одна интересная строчка в нашем "вотч-листе" это Курдистан.

Jim: Курды остаются довольно мощной группировкой уже длительное время. А независимый Курдистан был бы хорош как для Турции, так и для всего остального мира в целом. Но опять же нашим бюрократам не понравятся любые изменения в этой области.

Я взял его на заметку. И может быть я еще вложусь и в Иран, и в Россию или в Курдистан. А может и еще куда.

Nick: Звучит ободряюще, Джим. Мы еще свяжемся с Вами.

По материалам www.zerohedge.com "Jim Rogers On Opportunities In Russia & Other Hated Markets"

Комментариев нет:

Отправить комментарий